|
Число |
Праздник |
20/2
(ср) |
Вечером
этого дня совершается утреня с чтением всего Великого покаянного
канона преподобного Андрея Критского, иначе называемая «стояние
Марии Египетской». Великий пост начинается четырёхчастным
чтением Великого канона в первые четыре дня Великого поста. Истекшие
с тех пор покаянные дни воздержания и молитвы к этому времени
приводят христианина в меру его духовного возраста к той степени
видения своих грехов, которое в величайшей степени было явлено
преподобной Марии Египетской. Поэтому на этом Богослужении читается
её житие, открытое Богом старцу Зосиме. Церковь считает, что к этому
моменту поста христианин уже может в меру сил вместить открытую
преподобным Андреем глубину покаяния, потому читает весь канон
целиком. |
23/5
(сб) |
Эта суббота выделена Церковью
для Похвалы Пресвятой Богородицы. Накануне, 19 апреля
вечером, совершается Утреня этой субботы, на которой
читается Акафист Пресвятой Богородице, поэтому эта суббота
называется ещё «Субботой Акафиста». Структура Богослужений
Православной Церкви такова, что все её части (стихиры, песни
канона и т. Д.) заканчиваются молитвою к Богородице. Также и
последняя суббота поста (дальше уже Лазарева Суббота)
посвящена Пресвятой Богородице, помогавшей нам в постовых
трудах. |
24/6
(вс) |
Последнее воскресенье
Святой Четыредесятницы посвящается
преподобной Марии Египетской. Её житие в совершенстве
являет изобилие плодов постового подвига, которое даровал ей
Господь через Свою чудную и чудотворную близость к ней. Все
эти плоды растворялись для неё в чуде мирной близости к
Богу (чуде - потому, что она опытно
знала, как раздирает душу буря греха), так и для нас плоды поста должны раствориться в чуде
дальнейшей церковной жизни в Боге и, прежде всего, в днях
Страстной и Светлой седмиц. |
25/7
(пн) |
Празднуемое в этот день
Благовещение Пресвятой Богородицы - это и изъявление
спасительной воли Божией о человечестве, это и спасительное
приятие этой воли Божией человечеством в лице Пресвятой
Богородицы. И каждый христианин, утончивший свой слух для
архангельсого гласа постовым деланием, вместе с Нею слышит в
этот день радостное: "Господь с Тобою". О величии этой радости
свидетельствует частичное разрешение Поста вкушением рыбы на
трапезе. |
30/12 (сб) |
Как воскрешение праведного
Лазаря прообразует Воскресение Христово, так и
благословленное Уставом вкушение в этот день рыбной икры (с
сокрытой в ней жизнью) прообразует вкушение пасхальных яиц
(символа победы жизни над смертью) в день Светлого Христова
Воскресения. Поэтому на утрени Лазаревой субботы поется
воскресная песнь: "Воскресение Христово видевше...". |
31/13 (вс) |
Вход Господень в
Иерусалим, воспринятый тогда иудеями как земное воцарение
Христа, знаменует вновь дарованное человечеству через
Воскресение Христа вечное Царствие - "... Его же Царствию не
будет конца". Без опоры на эту надежду ни апостолы, ни мы не
смогли бы пройти путь Страстной седмицы. |
1/14,
2/15,
3/16
(пн, вт, ср) |
Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы готовят
нас, совершивших путь Святой Четыредесятницы, к видению
великих событий Крестного Спасения мира по иному, чем это
было в прошедшие дни поста. Если раньше постовые чтения были
ветхозаветными, то в эти три дня на часах вычитывается всё
Четвероевангелие - мы стали способны его вместить и через
это подготовиться к Тайной вечери, ко Кресту Господню и
Воскресению. Уже близки самые главные дни и встретить их
надо в трезвении и бдении. Песнопения этих трёх дней ясно
говорят об этом: "Се Жених грядёт в полунощи, блажен раб его
же обрящет бдяща", "Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный
и одежды не имам да вниду в онь..." |
4/17
(чт) |
На Тайной Вечери
Господь установил таинство Святой Евхаристии, дал
смертному человеку возможность обожения, обновления из ветхого
и грешного:"...обнови нас, молящих ти ся...", - просим мы в
самом центре Литургии.
Таинство Святого Причащения,
дарованное в этот день христианам, является одновременно и
основанием, и вершиной духовной жизни человека. Вечером в
этот день утреня Великого пятка совершается перед Распятием,
вынесенным в центр храма, ибо вся молитва этого дня усвояет
душе человека страшную тайну страданий и Крестной смерти
Богочеловека, открывающуюся в чтении 12 зачал Евангельских о
крестных страстях (страданиях) и смерти Христа. |
5/18 (пт) |
День строгого поста и литургии не положено. Совершаются
лишь Царские часы, на которых читается
Евангелие о Крестной смерти Спасителя. В 14-00 на
вечерне воспоминается снятие Спасителя со Креста, и
выносится плащаница для приготовления Его к погребению.
Вечером совершается чин погребения Спасителя и крестный ход
со Святой Плащаницею вокруг храма, в конце которого читается
ветхозаветное пророчество Иеремии о воскресении мертвых.
Песнопение этого дня "Да молчит всяка плоть человеча..."
показывает беспомощность человека в происходящих величайших
(по высоте и глубине) событиях, призывая его к духовному
созерцанию Тайнодействия Божия. |
6/19 (сб) |
В тот момент, когда
вечерня переходит в Литургию св. Василия Великого, темные
облачения заменяются на светлые, указывая на то, что
Воскресение Христово уже явлено во глубинах адовых и уже
скоро осияет нас. По окончании Литургии в течение дня
совершается освящение яиц, куличей и пасох с тем, чтобы
празднование Светлого Христова Воскресения продолжилось и в
домашней церкви. |
7/20
(вс) |
Вечером в самый день
Пасхи на вечерне читается Евангелие лицом к народу, являющее
собой Воскресшего Христа, "освящающего всякого человека,
грядущего в мир". Все дни Светлой седмицы Царские врата стоят
отверсты, как отверзлись врата смерти Воскресением Христовым.
Крестный ход по окончании Литургии в эти дни являет миру
Воскресшего Христа и изливает на суету мира торжество Вечной
Жизни. |
13/26
(сб) |
Раздробляется и раздается Артос - хлеб, свидетельствующий о
явлении Воскресшего Христа Своим ученикам. |
14/27
(вс) |
Неверие апостола
Фомы возвращает нас к труду веры, постепенно просвещающего
человека жизнью Воскресения. На духовном пути христианина часто
проявляется несовершенство его веры, и осознание этого, как осознал
это апостол Фома, должно приводить не к унынию, а к исповеданию Бога
Живаго:"Господь мой и Бог мой". |
15/28
(вт) |
Радоница. Это
слово означает, что исполненные пасхальной радостию, впитавшие в
себя по мере духовных сил за дни Светлой седмицы торжествующее
победное действие Воскресения Христова, мы наполняем этой радостию и
силой наши молитвы о усопших, по особому соединяясь с ними,
поскольку врата ада открыты Воскресшим Христом. |
(РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ)
|
|